Давайте поговорим о воспитании. О воспитании вообще и воспитании личности ребенка в частности.
Что такое воспитание, как Вы думаете? Попробуйте сформулировать определение.
Оказывается, у каждого есть своё
основное понятие, которое вкладывается в слово "воспитание". Для кого-то
это дисциплина и послушание, для кого-то воспитание приравнивается к наказанию. Для других это развитие способностей ребёнка, хорошие манеры или умение сдать сдачу.
Когда я хвалю своего ребёнка - это воспитание? А когда ругаюсь с мужем при ребёнке?
Тоже воспитание! Но не мужа, а ребёнка.
Вся проблема в том, что мы часто упускаем из вида, что воспитание не бывает сегодня, завтра, сейчас или через полгода. Оно происходит всегда, непрерывно, каждую минуту.
В связи с этим стоит задуматься, как мы
ведём себя находясь рядом с ребёнком, какие жизненные ценности
пропагандируем. А если Вас постоянно нет дома, то подумайте кто и как
воспитывает Вашего ребёнка и кому Вы доверяете его в своё отсутствие.
Роль родителей в воспитании.
Всё идёт из семьи и это правда. Школа,
общество, друзья конечно накладывают свой отпечаток, но основу, модель
поведения, манеру общения ребёнок берёт из семьи. Что в детстве ребёнок видит и слышит в семье - то для него и является нормой, эталоном.
Ведь правилами поведения в обществе он ещё не обременён. Для него
эталон - это мама, папа и другие члены семьи, им он и подражает.
В младшем возрасте очень часто можно
заметить как, например, дочка начинает обращаться к кому- либо из членов
семьи с теми же словами и стой же интонацией, что и мама, а сын
копирует манеру поведения отца.
Чем старше ребёнок становится тем больше у него появляется идентичных родителям черт характера и поведения.
Другими словами (перефразирую известную фразу) - скажи, кто твои родители и я скажу кто ты.
А теперь давайте посмотрим на определение понятия "воспитания", которое нам даёт Яндекс - Словари.
Воспитание
- это процесс целенаправленного, систематического формирования
полноценной личности в целях подготовки её к активному участию в
общественной, производственной и культурной жизни.
В связи с этим хочу поведать одну старинную притчу.
История об удочке и рыбе.
Притча довольно известная и вариантов
изложения масса. Нам же важна суть, поэтому пересказываю её в изложении
наиболее близком к нашей теме.
Две
семьи с детьми попали на необитаемый остров. Из еды на острове были
только различные тропические фрукты, которые висели высоко на деревьях и
рыба, плавающая в океане.
В
первой семье добычей пропитания занялись родители, они ловили рыбу и
залезали на деревья срывая фрукты в то время, как их дети играли,
купались и загорали на солнышке.
Во второй же семье родители сделали удочки своим детям и отправили детей рыбачить и добывать себе фрукты самостоятельно.
(Не
поленитесь рассказать эту притчу своим, конечно не совсем маленьким
детям, и в этом месте спросите их как они думают какие из родителей
хорошие и больше любят своих детей - получите интересный ответ).
Но
вот на острове случился сильный ураган, в котором, погибли все взрослые.
Дети остались одни. Как Вы думаете у кого из них больше шансов выжить?
Основная цель воспитания - дать ребёнку путёвку в жизнь, "научить его летать".
Поэтому не надо создавать тепличных
условий и предоставлять готовых решений, почаще давайте дочке или сыну
"удочку, а не рыбу" и не бойтесь при этом быть "злым" родителем. Задача
родителей воспитать полноценную самостоятельную личность, а без "удочки в
руках" это невозможно. Ничего, вырастет - оценит.
А теперь давайте посмотрим на воспитательные моменты, которым необходимо уделить особое внимание.
Воспитательные моменты.
1. До 3-х лет нельзя игнорировать ребёнка!
Этим Вы наносите
непоправимый урон его психике. Реагируйте на его призывы, слёзы,
вопросы и любые обращения к Вам. Если ребёнок плачет обязательно
пожалейте, успокойте, возьмите на руки, обнимайте столько, сколько ему
нужно. В этом возрасте мама и ребёнок - ещё одно целое. Желательно в
этот период как можно реже, а лучше вообще не оставлять ребёнка с кем-то
другим, кроме матери, а тем более не отдавать его в детский сад.
2. Не ограничивать его познавательную деятельность.
Употребляйте слово
"нельзя" только в самых крайних случаях - горячая плита, утюг, розетки. И
обязательно объясняйте почему. Постоянный запрет на всё сильно
ограничивает познавательную деятельность ребёнка, что приводит к более
медленному развитию, да вдобавок высок риск развития невроза.
Просто
проинспектируйте свою квартиру с точки зрения малыша и уберите подальше
всё, что может быть опасным (острые предметы и химические вещества в
первую очередь). В электрические розетки - специальные заглушки. Чайник,
кастрюли и тарелки с горячей едой подальше от края стола и плиты. И
постоянный непрерывный присмотр. Не оставляйте ребёнка одного! Возьмите
на вооружение правило опытных мам - если ребёнок притих - значит делает,
что-то запретное. Переключайте внимание ребёнка с опасных занятий на
более интересные дела.
3. 2,5
- 3- года - это время, когда формируется преобладающий по умолчанию
прогноз – положительный - на успех или отрицательный – на неудачу.
В этом возрастном
периоде, когда ребенок начинает сталкиваться с первыми трудностями,
очень важно акцентировать внимание ребёнка на преодолении этих
трудностей и вместе с ним радоваться его успехам. Ни в коем случае
нельзя заострять внимание на его неудачах. Со сформированной в этом
возрасте установкой на успех или на неудачу ему придется прожить жизнь!
4. Начиная с возраста 2,5 -3 лет ребёнок начинает хитрить и может уже пытаться манипулировать родителями в своих целях.
С этого возраста надо заканчивать с потаканием и переходить на разъяснительно-договорную систему отношений.
5. В 5-7-летнем возрасте (у некоторых детей раньше) у ребёнка появляются детские страхи.
В этом возрасте
формируется образное мышление и как результат - появляются различные
"монстры" в углу, "динозавры" на потолке или "гигантская крыса" за
шкафом.
Не нужно
отмахиваться от детских страхов, помогите ребёнку преодолеть его. Купите
ему ночник, оставляйте открытой дверь в коридор в котором горит свет,
пусть спит с любимой игрушкой. При этом необходимо объяснять и
показывать ребёнку, что "динозавр", спрятавшийся в углу - это всего лишь
тень от вазы с цветами. Переместите вазу, чтобы ребёнок в этом
убедился, уберите её вообще, если нужно.
Никогда, начиная с
самого раннего возраста, не пугайте ребёнка различными монстрами,
волками, бабайками и т.д. Этим Вы травмируете его психику и очень сильно
увеличите вероятность наличия детских страхов в 5-7-летнем возрасте.
6. С 6-7 лет нужно начинать формировать у ребёнка собственную систему ценностей.
Ребёнка нужно учить
не поддаваться на чужое влияние, не бояться иметь своё мнение, менять
образ мышления с "как другие относятся к ситуации" на "как я сам
отношусь к происходящему". Система ценностей должна быть полностью
сформирована к 16-18 годам. Иначе ребёнок всю жизнь будет жить с
оглядкой на чужое мнение, попадать под влияние других людей, различных
организаций и т.д.
7. Начиная с подросткового возраста уменьшите опеку.
Дайте возможность
ребёнку учиться на собственных ошибках. Я не говорю, что всё нужно
пустить на самотёк, контроль и ещё раз контроль - основной девиз
родителей в этом возрасте, но нужно делать это так, чтобы не сильно
ограничивать свободу и развитие личности подростка. В этом возрасте
ребёнок должен "набить себе свои шишки", чтобы получить необходимый
жизненный опыт.
Следующие два пункта относятся ко всем возрастам.
8. Воспитание самостоятельности.
То, что ребенок в
соответствии со своим возрастом может делать сам - пусть делает сам.
Особенно это важно с наступлением соответствующего возраста "Я сам!" и
во всех случаях, когда ребёнок просит "дай я попробую", "можно я помогу"
и т.п.
Пусть он будет
делать это долго, пусть не получается - предоставьте ему возможность
попробовать сделать самому, спросите не нужна ли помощь, подскажите как
правильно, покажите наконец как надо, но пусть делает сам.
Этим простым
способом Вы воспитаете в нём самостоятельность, а заодно научите
преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
9. Обязательно практикуйте индивидуальный подход к ребёнку, "чувствуйте" его и проявляйте гибкость.
Процесс воспитания детей
– процесс творческий, а для мыслящих родителей ещё и
обоюдно-поучительный. Ведь как известно "не столько педагоги "учат"
студентов, сколько студенты - педагогов!"
Учите ребёнка ориентироваться в жизни,
разбираться в людях и ситуациях, преодолевать трудности, ставить себе
жизненные ориентиры и двигаться к ним, иметь свою точку зрения, а не
идти на поводу у других, уметь общаться, уважать себя и людей - ведь
именно эти качества личности являются залогом успеха в жизни, а не
только хорошие отметки в школе. |