Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Готовимся к поступлению в детский сад
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду
Дорогие родители наших будущих воспитанников! Ваши малыши очень
скоро окажутся и нашими малышами! Как примут ребенка в детском
коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли
малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой
среде? Привычные родительские волнения и тревоги… такие же проблемы
встают и перед воспитателями, принимающими в свою группу новичков. И
эти волнения вполне обоснованы, поскольку известно: изменение
социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом
здоровье детей. Установлено, что дети в возрасте 1,5 – 2 года сложнее
привыкают к детскому саду, чаще болеют. Дело в том, что в этом возрасте
организм интенсивно развивается, созревают психические процессы. Новые
условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют
определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько
ребенок подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависят
и течение адаптационного периода, который может иногда продолжаться до
полугода (тяжелая степень адаптации).
Остановимся подробнее на том, что представляет собой ребенок в период
адаптации к детскому учреждению. Изменение образа жизни приводит, в
первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что
проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. Ребенок
много плачет, стремится к эмоциональному контакту или наоборот,
раздраженно сторонится их и сверстников. Эмоциональное неблагополучие
сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает
подчас бурно. Снижается интерес к предметному миру, игрушкам,
окружающему. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный
запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в
совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников и
подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает
реактивность организма, приводит к частым болезням.
Основные рекомендации подготовки детей к условиям детского сада:
Научить ребенка пользоваться горшком.
Научить «проситься» на горшок.
Научить ребенка самостоятельно есть.
Приведения режима дня дома в соответствие с режимом детского сада.
Научить ребенка называть свое имя, фамилию.
И,
самое главное, легко протекает адаптация у тех детей, которые умеют
длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, т.е.
развита предметная деятельность. Такие дети умеют налаживать деловые
контакты с взрослыми. Взрослый – партнер по игре. И, наоборот, дети, у
которых слабая сформированность действий с предметами, преимущественно
на уровне манипуляций, отсутствует инициатива в выборе игрушек, долго и
болезненно привыкают к детскому саду. Что можно посоветовать родителям
таких детей? Можно на основе прочитанных книг разыгрывать диалоги,
игры-драматизации с игрушками. Вначале инициатива – у взрослого,
ребенок лишь наблюдает. Но в силу своей природной активности он
обязательно присоединится к игре. И задача взрослого – научить ребенка
действовать совместно. Взрослый поощряет любые успехи ребенка, не
подавляет его инициативы. Только в том случае партнеры постепенно
меняются местами: инициатором нового типа общения (делового, а был –
эмоциональный тип общения) становится ребенок. Еще один способ
формирования у ребенка делового типа общения, который должен быть
сформирован у него к поступлению в детский сад, без которого затруднено
вхождение в новые условия жизни, - необходимо в домашних условиях до
поступления ребенка в детский сад расширять круг общения с другими
людьми, которые должны играть с ребенком, но не ласкать. Приглашайте
родственников, друзей, эти взрослые должны играть с ребенком, хотя бы
15 минут, и разговаривать.
Еще одна проблема – общение
ребенка со сверстниками. Надо учить ребенка доброжелательно относиться
к ровеснику. Дома, на прогулке организуйте совместные игры: взрослый и
несколько малышей. Взрослый руководит совместной игрой, формирует у
детей умение играть вместе.
А теперь, несколько заданий:
Понаблюдайте:
Как ведет себя ребенок, расставаясь с близкими взрослыми,
встречаясь с ними после разлуки. (попробуйте оставлять своего ребенка с
надежными друзьями на небольшое время, приучайте малыша к разлуке
постепенно).
Какой тип общения предпочитает ребенок – эмоциональный или деловой?
Попытайтесь определить, как играет ребенок с игрушками: манипулирует, есть ли элементы ролевой игры; какова длительность игры?
Как малыш реагирует на появление посторонних взрослых и налаживает контакты с ними? Как он выполняет их поручения?
Как он относится к сверстникам (положительно или отрицательно)? Как реагирует сам на инициативу других?
И сделайте вывод, какой степени будет адаптация у Вашего ребенка
(легкая, средней тяжести, тяжелая). И уже сегодня начинайте готовить
ребенка к условиям детского сада.