ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Детский сад №10 "СКАЗКА" г.Батайска - Вопросы адаптации
















  
  
Четверг, 21.11.2024, 11:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сведения
об образовательной организации
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените уровень воспитания Вашего ребёнка в нашем детском саду
Всего ответов: 826
Электронные образовательные ресурсы:
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования Ростовской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекия ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единый портал госуслуг
  • Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации
  • Национальные проекты России
  • Управление образования города Батайска, раздел «Обращения граждан»
  • Информационный ресурс библиотеки образовательной организации
  • Система ротаций баннеров детских и безопасных сайтов Рунета
  • Автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области»
  • Региональное общественное движение «Интернет без угроз»
  • Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации
  • Управление образования г.Батайска
  • Воспитание дошкольника
  • Официальный туристский портал Ростовской области
  • Электронная библиотека образовательной организации
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Система ротации


    Официальный интернет-портал правовой информации

    Автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области»












    Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


    Вопросы адаптации

    Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

    Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

    Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

    Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

        Причины с адаптацией в детском саду могут быть самыми разными:
    •  отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
    •  наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
    •  неумение занять себя игрушкой;
    •  несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
    Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

    Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

    Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

    В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

    Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

    Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

    Особое значение в период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

    С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

    Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

    Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

    Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

    О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

        В 1 год 6 месяцев ребенок:


        * держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
        * отрицательно относится к нарушению опрятности;
        * сообщает о физиологических потребностях;
        * спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок:
        * самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
        * самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
        * обращает внимание на грязное лицо и руки;
        * контролирует физиологические потребности;
        * проявляет стремление к самостоятельным действиям;
        * знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

        В 2 года ребенок:

        * ест аккуратно, не облизываясь;
        * при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
        * самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
        * знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
        * пользуется носовым платком (при напоминании);
        * контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
        * одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
        * расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
        * одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
        * складывает свою одежду перед сном;
        * застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
        * знает назначение многих предметов и их местонахождение;
        * выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
        * умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
        * замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
        * регулирует свои физиологические потребности;
        * вытирает обувь при входе в квартиру;
        * аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
        * не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
        * говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

        Условия для успешной адаптации детей в детском саду:

    Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду не затягивалась, необходимо следующее:

    1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.


    Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить” группу.

    Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой "домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой "домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

    Желательно рядом с "домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

    В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

    Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

    Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

    Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

    Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

    Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

    Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

    Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

    Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

    Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

    2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.


    Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

    Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

    В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый” и "ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

    Основная задача игр в период адаптации детей в детском саду — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.